Как получить водительские права Израиле?
Не смотря на то, что Государство Израиль на сегодня – высокоразвитая страна-экспортер с высоким уровнем жизни, автомобиль здесь по-прежнему считается не средством передвижения, а роскошью. Малые масштабы страны и разветвленная сеть общественного транспорта – автобусы, частные маршрутки и электрички, - позволяют прожить без личного автотранспорта. А утренние и вечерние пробки на дорогах и вовсе отбивают всякую охоту обзаводиться железным конем. Тем не менее, израильтяне за рулем едва ли не все.
Учиться водить здесь можно с 16 с половиной лет, но впервые сдавать практический экзамен - только с 16 лет и 9 месяцев. Все начинается, конечно, с врачей, но куда проще, чем в России. Надо прийти к окулисту, который принимает прямо в оптике, проверить зрение и получить у него специальный документ, с которым потом зайти к терапевту. Больше ни с какими эскулапами дела иметь не придется.
Затем сдается экзамен по теории вождения, которую нужно пройти самостоятельно. Делается это в специальных центрах, причем не только на иврите, но и на русском и арабском языках. За 40 минут вам нужно ответить на 60 вопросов, построенных на чистой логике. Ошибиться можно три раза. Теорию можно сдавать и позже, когда уже приступил к практике.
Школ вождения в нашем понимании в Израиле нет. Это своего рода диспетчерская, координирующая работу нескольких учителей. Вам предъявляют список инструкторов, выбираете подходящего – и вперед, грызть гранит практического вождения. Только заранее определитесь, на «ручке» или на «автомате».
Сколько вам придется учиться, решать инструктору. По идее есть лимит – 30 сорокаминутных уроков, но все будет определяться вашими успехами и аппетитами вашего учителя. Учитывая особенности израильских дорог и количество автомобилей, занятий приходится брать в два-три раза больше. Стоимость одного урока в принципе установлена – это 110 шекелей (около 1150 рублей), но сумма может варьироваться как в сторону уменьшения – по знакомству, - так и в сторону увеличения, если инструктор уж очень крутой.
Когда учитель решит, что ты готов, он проведет тебе так называемый внутренний экзамен, который принимает другой инструктор. И если он останется доволен, можно записываться на тест. Сдавать его придется и в городе, и за городом. Некоторые идут на хитрость: находят машину тестера, пристраиваются ей в кильватер, и таким образом выясняют особенности будущего экзаменационного маршрута. Но штука это рискованная: если экзаменатор заметит, и потом вы попадете к нему – может и «завалить».
Тестеры в Израиле – это отдельная профессия, недавно им дали статус госслужащих. У них очень сильный профсоюз и довольно опасная работа. К примеру, тестер не скажет вам результат вашего экзамена, вы узнаете это через несколько часов от своего инструктора. Потому что были случаи, когда некоторые пылкие граждане, привалившие тест, вымещали злобу на бедном экзаменаторе.
Если сдача прошла неудачно, то вы узнаете о своих ошибках и повторяете экзамен - но не раньше чем через 21 день. Те, кто сдадут экзамен, получат специальное «разрешение на вождение». На протяжении первых трех месяцев новичка будет сопровождать опытный водитель, и потом еще три месяца – в темное время суток. Сопровождающие могут меняться – в документы можно внести до пяти человек. Для получения постоянных прав необходимо проехать как минимум 20 часов по городу, 15 – вне городской черты, и 15 часов в ночное время. В общей сложности необходимо «наездить» с сопровождающим не менее 50 часов и официально отчитаться об этом в Министерстве транспорта. После этого вам по почте вышлют постоянное водительское удостоверение. Но и дальше кое-какие ограничения сохраняются. Во-первых, полтора года нужно ездить с табличкой «начинающий водитель». Во-вторых, пока вам не исполнилось 22 года, нельзя возить более двух пассажиров.
Стоимость всего процесса, включая оплату тестов, госпошлину и небольшой взнос автошколе, получается весьма и весьма внушительная. Получив не слишком жадного инструктора, отъездив 60 уроков и сдав теорию со второго раза, а вождение – с третьего (что для Израиля совсем неплохо, рекорд на сегодня – 42 попытки), вы заплатите порядка 7 500 шекелей – около 80 тысяч рублей. При том, что зарплата в 5 тысяч шекелей считается здесь весьма недурной, становится понятным, насколько это дорогое удовольствие.